Раздел 2. Древние дороги Верхнего Подонья
Введение во 2 раздел
Современные люди привыкли к асфальтированным дорогам. А как же перемещались в древности? Дороги были грунтовые, зимой заснеженные, а летом пыльные или грязные, затоптанные копытами лошадей и раскатанные тележными колёсами или полозьями саней. Конь – не автомобиль, пройдёт, где угодно. Водные пути создала сама природа. И уж точно – по воде скользить удобней и легче, чем ездить по суше, а повозку заменяет многотоннажное судно.
Титульный лист и начало исторической монографии «Свет забытой Непрядвы» - 2023 смотрите по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/svet-zabytoj-neprjadvy-2022/0-218
Главные критерии оптимального маршрута: прямая линия между пунктами, ровный рельеф местности, чаще всего по водоразделам рек, в стороне от глубоких оврагов, где они не набрали силу. Автору неизвестно о древних мостах на Рязанской украине, полагаю, в рассматриваемой зоне их не существовало. Пользовались бродами и перевозами. Эти важные точки сторожили, поэтому многие из них отмечены в документах. Броды – это не речные перекаты, песок которых переносится течением реки с места на место. В Лебедянском крае почти все речные броды имеют твёрдое каменное дно, которое водный поток не смог промыть глубоко. В таких местах пешеходы переходят реку, сняв одежду, а конная повозка переезжает совсем без затруднений. Сопутствующим признаком древних переправ является дорога и каменная скала, нависающая над водой, часто имеющая подводное продолжение в виде гати. В эпоху коней природные или искусственные гати надёжно служили. Мосты в половодье сносил ледоход, а над отмосткой он проходил сверху. Если география страны кардинально менялась, то старые направления теряли значение, а иногда совсем забывались. С внедрением автотранспорта, броды перестали служить. Во время половодий берега рек заволокли отложения ила. Старые переправы потерялись, их названия забылись. Такая участь постигла одну из самых древних сухопутных дорог Руси – Столповую, которая дублировала Донской водный путь. Её следы постепенно зарастают или запахиваются.
Древние дороги Верхнего Подонья - карта-схема
Один из торговых путей Северной Руси проходил по Днепру, а другой – по Дону. Чтобы попасть в соседний водный бассейн, устраивали переволоки, по которым перетаскивали, перекатывали на катках или колёсах даже большие суда \93/, в лучшем случае копали каналы.
Русские суда типа река-море – быстроходные и изворотливые, легко преодолевали волоки, сплавлялись по малым рекам. Струг, от выражения «строгать из целого бревна», имел от десяти до двадцати метров в длину, до трёх в ширину, осадку до метра и кормовое рулевое весло\14/. Из целого бревна строгали киль, а борта делали из досок. Перемещался он под прямым парусом или с помощью гребных вёсел, которых могло быть от шести до двадцати. Плавали ещё и на дощаниках, полностью собранных из досок (См. прим. 27). Флотилия проходила по течению до сотни километров в день, а путь от Москвы до Азова длился около 20-ти суток.
Реки Верхнего Подонья в древности были полноводней, их питали многочисленные малые речки, в наше время совсем пересохшие. Исчезли лесные массивы, которые задерживали воду в почве. Помнится мощное течение в Дону и на Красивой Мече, ещё в середине 20-го века, переносившее огромную массу песка. В настоящее время песчаные речные перекаты увидишь редко.
Русское государство тысячелетие боролось за выход к морям, который давал возможность торговать с другими странами. Иван Грозный пытался наладить сообщение через Северное море, а Пётр I «прорубил окно» в Балтику, потом в Азовское море, но на юге мешали турки, сменившие крымских татар в роли главного врага. В очередной раз изменилась география России. В новой обстановке сухопутная магистраль из Москвы на юг прошла западней Лебедяно-Данковского края через Серпухов и Тулу.
В данном разделе книги сделана попытка восполнить исторический пробел – заново открыть и описать крупнейшие дороги Верхнего Подонья: Столповую, Турмышскую, Дрысинскую, Ногайскую, Михайловскую. Ключом к открытию послужил Каменный Конь, стоявший близь устья Красивой Мечи, от которого вёлся отсчёт маршрутов казачьих патрулей.
Содержание 2-го раздела:
Введение во второй раздел http://kamenny-con.narod.ru/index/drevnie_dorogi/0-7
Глава 1. Донской водный путь и Столповая дорога http://kamenny-con.narod.ru/index/stolpovaya_doroga_donskoi_vodnyi_put/0-8
Глава 2. Турмышская дорога на Старый Данков http://kamenny-con.narod.ru/index/turmihskaya_doroga/0-9
Глава 3. Дубок на Дрысинской дороге http://kamenny-con.narod.ru/index/dubok_drisinskaya_doroga/0-10
Глава 4. Сарматская дорога http://kamenny-con.narod.ru/index/zelenkovskaya_doroga/0-11
Глава 5. Ногайская дорога на Гусин брод http://kamenny-con.narod.ru/index/nogaiskaya_doroga/0-12
Глава 6. Михайловская дорога. Заключение ко второму разделу http://kamenny-con.narod.ru/index/mihailovskaya_doroga/0-13
Для понимания последующего материала рекомендуется прочесть документальный анализ системы бродов нижнего течения Мечи в разделе «Два Каменных Коня» http://kamenny-con.narod.ru/index/kamennyi_kon/0-48
Для продолжения чтения выбирайте в меню "Донской водный путь и Столповая дорога" в разделе "Древние дороги..." или перейдите по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/stolpovaya_doroga_donskoi_vodnyi_put/0-8
Николай СКУРАТОВ. Последняя правка в июле 2023 года.
© kamenny-con